+7 (903) 192-83-44

Сат-чит-ананда: мост между индуизмом и христианством

Опубликовано 18.02.2014г.


Формула сат-чит-ананда («реальность-знание-блаженство») широко известна, всем, кто интересуется индийской философией, культурой и религией. В самой Индии она часто встречается в виде имен собственных, в работах по искусству, философских трудах, в произведениях, относящихся к разным религиозным конфессиям –  в вишнуитских и шиваитских текстах, в литературе многих современных религиозных и философских течений – таких, например, как теистическая веданта (Общество сознания Кришны, Шри Чайтанья Сарасват матх, Шри Гопинатх Гаудия матх и др.), нео-адвайта-веданта (Рамакришна, Вивекананда), нео-веданта (Ауробиндо Гхош), теософия (работы Анни Безант), а также у католических авторов.

В этой статье речь пойдет об адвайтистской трактовке сат-чит-ананды и ее рецепции последователями католицизма. Как нам представляется, данная трактовка привлекла внимание католиков в силу известности именно адвайтистского варианта индуизма в XIX веке. Адвайта-веданта рисует картину мира, в котором все имеет единую природу – природу Брахмана. Брахман же описывается как сат-чит-ананда.

Первым, кто связал Троицу с cат-чит-анандой, был один из лидеров «Брахмо самадж» Кешобчондро Шен (1838–1884), принявший имя Йесудас («Слуга Иисуса»). В своей лекции «Эта  чудесная тайна – Троица»[1] он отождествил сат-чит-ананду и  Троицу, которую трактовал  как символ, три составные элементы которого – Отец, Сын и Святой Дух – это не три личности, обладающие единой сущностью, а  функции одной личности (см.: [Sen 1904: 1–48]).

Максим Демченко, автор книги «Путь Сатчитананды», выделяет два утверждения Шена, созвучные христианской, и прежде всего католической, теологии. Первое утверждение заключается в том, что все религии представляют собой некий завет («Ветхий Завет») между Богом и человечеством, что составляет принцип так называемой «материальной религии». Христос заменяет этот принцип «религией сердца», освобождая человечество от слепого следования постулатам, ограниченным временем, местом и обстоятельствами. Второе утверждение Шена в передаче Демченко звучит так: «Христианская Европа осознала, что Христос един с Богом, но она не осознала, что Он един с человечеством» [Демченко 2008: 18].

Кешобчондро Шен использовал формулу «сат-чит-ананда» для сближения индуистской традиции с христианством и создания на этой основе единой доктрины, которая неизбежно носит эклектический характер. Его эклектизм, по мнению индолога Мередит Бортвик, «включал и объединял, объяснял и оправдывал доктрины, ранее отвергнутые как несовместимые с “чистым теизмом”». Она пишет: «Подобно тому, как он переформулировал и инкорпорировал индийский политеизм в свой теизм, он смог инкорпорировать христианскую Троицу» [Borthwick 1977: 224].

Для просмотра сайта обновите браузер.