+7 (903) 192-83-44

Проблема определения Абсолюта в индийской религиозно-философской мысли

Опубликовано 18.02.2014г.

Заключение

В рассмотренных в диссертации примерах, формула сат-чит-ананда главным образом используется в рассуждениях о Высшем начале: Абсолюте, Брахмане, Бхагаване, а также для описания природы души – дживы. Формула не является древней, вопреки попыткам ее «удревнить», не встречается в главных (старейших) упанишадах, появляется лишь в упанишадах сравнительно поздних. Обычно формула сат-чит-ананда ассоциируется с катафатическим определением Абсолюта, так как содержит в себе конкретные характеристики: бытие, сознание, блаженство. Но в ходе исследования было обнаружено, что в адвайта-веданте и бенгальском вишнуизме формула сат-чит-ананда, как и другие определения Абсолюта, трактуется апофатически. Таким образом, можно говорить о неожиданном сходстве во многом противоположных, непримиримых позиций адвайта-веданты и ачинтья-бхеда-абхеда-таттвы (учения о непостижимой единораздельности). Католическими авторами формула в основном используется апологетически как доказательство универсальности идеи Троицы.

Формула сат-чит-ананда используется, как выяснилось, в большом числе различных традиций: религиозно-философских, околорелигиозных, как внутри Индии, так и за ее пределами. Существует значительное число интерпретаций формулы – и, в силу отсутствия какого-либо общепринятого ее понимания (за исключением простого перевода составляющих ее слов), а также в силу особенностей индийской культуры, допускающей разномыслие и одновременное сосуществование широкой палитры возможных взглядов на любое явление, представляется вероятным дальнейшее увеличение числа трактовок формулы сат-чит-ананда как в Индии, так и за ее пределами.

По теме диссертации автором опубликованы следующие работы

      Статьи в периодических научных изданиях, рекомендуемых ВАК

    1. Индийская грамматика и ритуалистика как науки: концепция Фрица Сталя // Вестник РГГУ. 09 № 15. Ежемесячный научный журнал. Серия «Культурология. Искусствоведение. Музеология». – М., РГГУ, 2009. – С. 109-117.
    2. Определениe Брахмана в Упанишадах: апофатический и катафатический подходы (по комментарию Шанкары к «Тайттирия- упанишаде» // Историко-философский ежегодник Института философии РАН, М., 2010. – С. 272-290.

Другие публикации

  1. Особенности понимания Брахмана в гаудия вайшнавизме // Сборник Дни аспирантуры РГГУ. – М., РГГУ, 2010. Выпуск 4. – С. 289-303.

Для просмотра сайта обновите браузер.