Проблема определения Абсолюта в индийской религиозно-философской мысли
Опубликовано 18.02.2014г.
Проблема определения Абсолюта в индийской религиозно-философской мысли: формула сат-чит-ананда и ее рецепции в христианской богословской литературе
Представление об Абсолюте является основополагающим для большинства религиозно-философских систем Индии. В работах отечественных и зарубежных авторов индийские концепции Абсолюта исследовались в самых разных аспектах. В них показано, что в зависимости от понимания высшего начала выстраивается вся совокупность мировоззренческих установок той или иной системы. Это понимание тесно связано с определением сущности человека и мира в целом. Например, в школах веданты, одной из шести «ортодоксальных» (т.е. признающих авторитет Вед) систем индийской религиозно-философской мысли, коренным различием между ними, отраженным в их названиях (адвайта – веданта недвойственности, вишишта-адвайта – веданта специфической недвойственности, двайта – дуалистическая веданта и.т.д.) как раз и является разница в понимании взаимоотношений живых существ и высшего начала – Брахмана (Абсолюта) и/или Бхагавана (личностного Бога, выступающего в роли Абсолюта).
В данной диссертации исследуется понимание Абсолюта, выраженное формулой (сложным словом) сат-чит-ананда (бытие-сознание-блаженство). В диссертации рассматривается возникновение и использование этой известной санскритской формулы в философских и религиозных контекстах. Санскритское сложное слово сат-чит-ананда (или, с учетом сандхи, т.е., в данном случае, регрессивной ассимиляции согласных на стыках простых слов, сач-чид-ананда; в слитном написании — саччидананда) состоит из трех простых слов. Первое из них, сат, – это причастие среднего рода от глагольного корня as, «быть». Второе слово, чит, восходит к глагольному корню чит (cit), означающему «осознавать», «понимать». Слово ананда – существительное от глагольного корня нанд – означает «радоваться», «испытывать наслаждение». Существуют различные варианты написания данного слова латинскими буквами. Наиболее распространены следующие: saccidānanda (или sac-cid-ānanda, что наиболее корректно с филологической точки зрения), sachchidaananda, sat-cit-ānanda и sat-chit-ānanda.
Формула сат-чит-ананда используется во многих индийских религиозных традициях: в шиваизме, вишнуизме, в текстах современных религиозных и философских течений, таких, например, как теистическая веданта (Общество сознания Кришны, Шри Чайтанья Сарасват Матх), нео-адвайта-веданта (Рамакришна, Вивекананда), нео-веданта, переплетенная с идеями европейской философии, (Ауробиндо Гхош), теософия (работы Анни Безант), у таких новомодных «гуру» как Ошо, Сатья Саи Баба, Шри Чинмой – а также у ряда католических авторов (Анри Ле Со, Жюль Моншанен, Беда Гриффитс и др.). Формула сат-чит-ананда встречается в Индии в духовных именах, в названиях организаций, например, ашрамов и даже просто в мирских именах собственных.
Актуальность темы исследования.
Проблема определения Абсолюта актуальна для многих религиозных и философских традиций. Сторонники двух основных подходов к пониманию Абсолюта: катафатического и апофатического до сих пор не пришли, да и вряд ли когда-либо придут к единому мнению относительно того, раскрывают ли те или иные характеристики природу высшего начала, или она невыразима и не поддается никаким определениям. В диссертации рассматривается случай своеобразного синтеза, когда катафатический подход получает апофатическое толкование. Именно это произошло с формулой сат-чит-ананда – одним из популярнейших катафатических определений Абсолюта в индийской мысли. Возникновение этой формулы, ее история и разные ее толкования (как катафатические, так и апофатические) – все эти вопросы представляют большой религиоведческий и философский интерес, однако они никогда специально не исследовались.
В настоящее время, особенно у некоторых индийских авторов, наблюдается тенденция к удревнению формулы сат-чит-ананда, к восприятию ее как некой универсалии за счет приписывания ей фундаментального внеисторического характера в философском и религиозном дискурсе. В диссертации показано, что подобная тенденция обусловлена именно малой изученностью этой популярной и широко используемой в Индии формулы и, в особенности, малой изученностью истории ее возникновения и бытования в традициях индийской мысли. Учитывая значимость этой формулы в классической индийской мысли и, как показывает новейшая история, в межрелигиозных диалогах, ее исследование в контексте истории идей может и должно пролить свет на многие аспекты религиозной философии (и, в частности, на формы и методы экзегезы религиозно-философских текстов) как в Индии, так и на Западе.
Объектом исследования выступают такие религиозно-философские традиции как адвайта-веданта, бенгальский вишнуизм, неоиндуизм, а также католицизм – в том, что касается католических трактовок Абсолюта, возникших в результате диалога с индуизмом.
Предметом исследования является формула сат-чит-ананда, история ее возникновения и развития, катафатический и апофатический походы к ее трактовке в индийской религиозно-философской мысли – классической и современной, а также рецепция этой формулы и современные ее интерпретации некоторыми католическими мыслителями.
Хронологические рамки исследования довольно широки. Исследуется зарождение формулы сат-чит-ананда в ранних упанишадах – санскритских текстах, которые датируются приблизительно 8–4 вв. до н.э. Привлекаются также комментарии Шанкары (8 в.) и его последователя Сурешвары (8-9 вв.). Традиция бенгальского вишнуизма рассматривается со времени своего возникновения (16 в.) и до настоящего времени. Католическая богословская литература, обращающаяся к формуле сат-чит-ананда, относится к 20 в.
Цель исследования – проследить историю формулы сат-чит-ананда и показать ее роль в богословском и философском дискурсе как в индийской традиции, так и на Западе.
Для достижения цели исследования были поставлены следующие исследовательские задачи:
- Определить, когда произошло первое упоминание формулы сат-чит-ананда;
- Проследить начальный этап становления понятий, входящих в состав формулы сат-чит-ананда, в старейших тринадцати упанишадах («Брихадараньяка», «Чхандогья», «Айтарея», «Каушитаки», «Кена», «Тайттирия», «Катха», «Шветашватара», «Майтри», «Иша», «Мундака», «Прашна», «Мандукья»);
- Проследить дальнейшую историю формулы сат-чит-ананда в поздних упанишадах («Ваджрасучика», «Маханараяна», «Чхагалея», «Субала», «Пайнгала», «Атма», «Брахмабинду», «Йогататтва», «Кантхашрути», «Джабала», «Кайвалья», «Ниларудра», «Рамапурватапания», «Теджобинду»);
- Проанализировать представление об Абсолюте-Брахмане у Шанкары и Сурешвары по их комментариям к «Тайттирия-упанишаде» и выявить значения понятий, составляющих формулу сат-чит-ананда, в адвайта-веданте;
- Исследовать особенности понимания Абсолюта-Брахмана и использование формулы сат-чит-ананда в бенгальском вишнуизме;
- Описать понимание формулы сат-чит-ананда в неоиндуизме на примере произведений Вивекананды и работ о Рамакришне;
- Представить и проанализировать современные рецепции формулы сат-чит-ананда в католической богословской литературе;
- Рассмотреть представления о формуле сат-чит-ананда в индийской классической религиозно-философской мысли;
- Изучить понимание формулы сат-чит-ананда современными индийскими учеными и мыслителями;
- Рассмотреть интерпретацию формулы сат-чит-ананда западными индологами.