Индийская грамматика и ритуалистика как науки: концепция Фрица Сталя
Опубликовано 18.02.2014г.
Статья посвящена концепции современного американского ученого Фрица Сталя. Этот автор пытается доказать, что противопоставление науки и религии не всегда оправдано. Работы Сталя показывают, что основные характеристики науки как точного знания могут быть с успехом применены по крайней мере к двум дисциплинам Древней Индии – грамматике и ритуалистике, которые тесно связаны с ведической религиозной традицией.
Author J.V. Predtechenskaya
INDIAN GRAMMAR AND RITUAL AS SCIENCES: THE CONCEPT OF FRITZ STAAL
The article is dedicated to the conception of modern American scholar Fritz Staal. This author tries to prove that the opposition between science and religion is not justified. Staal’s works suggest that general characteristics of science as the exact knowledge, could be successfully applied at least to the two Ancient Indian disciplines – ritual and grammar, which are closely connected with the Vedic religious tradition.
Большинство историков культуры уверено в том, что наука возникла в Европе. Долгое время греческую «теоретическую науку» противопоставляли практическим знаниям других древних народов[1]. Однако в свете ряда современных исследований становится очевидным, что ранние «научные» достижения вовсе не ограничиваются Европой. Еще в 1915 г. появилась работа Б. Сила «Точная наука древних индусов»[2]. В настоящее время работы по истории науки в Индии регулярно публикуются, например, в изданиях Департамента математики и астрономии университета Лакнау, а также Национального Института науки, коммуникации и информационных ресурсов в Нью Дели[3].
Книга «Краткая история науки в Индии» (1971)[4] посвящена «истории индийской науки» – астрономии, математики, медицины, химии, агрономии, ботаники, зоологии, ветеринарии, пиротехники, хирургии. Авторы этого коллективного труда ссылаются на археологические исследования, ведическую литературу, веданги (включающие тексты по фонетике, ритуалистике, грамматике, этимологии, метрике, астрономии), сутры и бхашьи (комментарии), философские тексты и многие другие источники, – в том числе персидские и арабские. Знания индийцев во всех этих областях авторы называют «научными», не задаваясь вопросом о том, что значит этот термин.
Однако уже в работе на ту же тему 1973 г.[5] приводятся размышления ее авторов о «недостатках» науки в Индии: отмечено отсутствие в ней «квантификации» знания (использования математических методов), слабость экспериментальной техники, оборудования и аппаратуры. По их мнению, именно это мешает индийцам использовать западные достижения[6].
Д. Чаттопадхьяя в своей книге «Наука и общество в древней Индии» (1986)[7], подчеркивает, что только индийскую медицину (аюрведу) можно назвать «наукой» в современном понимании этого слова. Все остальные «знания» индуистской ортодоксии, по его мнению, связаны с магией и религией. К числу таких знаний автор относит фонетику (шикша), грамматику (вьякарана), этимологию (нирукта), метрику (чандас), календарную астрономию (джьотиша). Д. Чаттопадхьяя утверждает: «Священники заинтересованы в супранатурализме и мистификации природы»[8]. По его словам, традиционные понятия о карме, реинкарнации, освобождении и т.п. насильственно внедрялись в научную парадигму.
На фоне подобных позитивистских воззрений выделяется новаторская концепция Фрица Сталя[9], который относит к числу самых ранних наук в Индии грамматику и ритуал. В своей знаменитой статье[10] автор предлагает собственное гибкое толкование понятия «наука», выделяя такие ее характеристики:
- Эмпирическое соответствие. Наука частично состоит из утверждений, правил, теорем или теорий, которые направлены на правдивое описание и анализ некоторой части мира. Должна существовать мера оценки эмпирической адекватности этих утверждений, которая может быть установлена с помощью тестов, сверок (прямо или косвенно), однако не обязательно для всех.
- Обобщение и абстракция. В дополнение к этой эмпирической адекватности существуют абстрактные положения, обобщающие известные факты, но выходящие за их рамки. Эти обобщения могут быть гипотетическими, предположительными или спекулятивными, могут включать в себя предсказания и основываться на чем угодно (например, на мечтах и интуиции ученого).
- Логическая связность. Вся эта система взглядов с описаниями и обобщениями должна быть до некоторой степени взаимосогласованной. В частности, противоречивые утверждения не могут рассматриваться как окончательно установленные. Однако в большинстве случаев далеко не просто определить, являются ли непротиворечивыми некие два утверждения, даже если они вполне эксплицитны.
- Методология. Существует система аргументации для согласования различных точек зрения и высказываний, которые работают с постоянно сдвигающимися опциями для достижения приемлемого заключения. При этом иногда достигаются обобщения, упомянутые во втором пункте. Логические выводы в рамках теории могут рассматриваться как формализованные образцы такой аргументации[11].
Фриц Сталь признает, что его характеристики науки отличаются некоторой расплывчатостью и избыточностью, причем они не подходят, например, для математики. Тем не менее, исследователь считает их достаточными для поставленной им задачи. Он обсуждает еще одну характеристику науки – ее строго теоретическую природу, которой восхищались еще греческие философы (по Аристотелю, теория – это «незаинтересованное созерцание»). Важно отметить, что Сталь не включает в свой перечень такой популярный признак науки, как «практическая значимость»: автор относит его только к «прикладной» науке – в отличие от «теоретической».
Второй раздел своей статьи Сталь посвящает принципам взаимодействия ритуала и грамматики, которые в Древней Индии именовались «шастрами». Этот термин обычно переводится как «традиционная дисциплина» или «традиционная наука», однако Сталь уточняет, что не все индийские шастры можно рассматривать в качестве науки. В более ранний период формирования ритуала и грамматики они дополняли друг друга и считались «ведангами» (то есть «дисциплинами, вспомогательными к Ведам»). Грамматика (санскр. «вьякарана») имела своим предметом «язык». В знаменитом «Восьмикнижии» («Аштадхьяйя») индийского грамматиста Панини (5 в. до н.э.) язык представлен чхандас (метрическими частями Вед), мантрами (ведийскими гимнами) и бхашей (разговорной речью). Термин «ритуал» относится как к самому ритуальному действию, так и к изучающей его дисциплине (ритуалистике). Выделяются два типа ритуалов: грихья, или домашние ритуалы – обряды жизненного цикла (рождение, инициация, женитьба, уход в отшельники, смерть) и шраута – торжественные ритуалы (или ритуалы общественного значения).
Как отмечает Фриц Сталь, взаимодополнительность ритуала и грамматики объясняется с помощью своего рода метафизики. Со времен «Ригведы» в Индии верили в то, что наиболее эффективна ритуальная деятельность, сопровождаемая речью – особого рода декламацией, рецитацией. Верно и обратное: наиболее эффективна речь, которая сопровождается ритуальной деятельностью[12]. В «Ригведе» подобные отношения выражаются, например, так: «Невыдавленная Сома никогда не опьянит Индру, так же как и выдавленные соки, которые не сопровождаются священными гимнами»[13].