Идейная близость отдельных аспектов практик хасидизма и вайшнавизма
Опубликовано 07.03.2014г.
«Согласно хасидским поверьям, в цадиким изливается изначальный Божественный свет; через них он изливается затем в их деяния, а из деяний — в слова хасидов, повествующих о цадиким».
Мартин Бубер «Хасидские предания»
Введение
Хасидизм (от др.-ев.: хасид — благочестивый) — религиозно-мистическое течение в иудаизме, возникшее в первой половине 18 века среди еврейского населения Волыни, Подолии и Галиции. Для хасидизма характерны мистицизм, религиозная экзальтация, почитание цадиков (праведников, провидцев). Его появление связано с выдающейся фигурой в еврейской жизни — Израэлем бен Елиезером (ок.1700-1769), прозванным Баал Шем Товом («Владеющим Благим Именем (Божьим)» сокращенно — БЕШТ), который, как писали тогда, «опустил небеса на землю»[1].
Идеал благочестивого человека, хасида, возник уже во 2 в. до н.э в рамках национально-религиозного движения «Хасидеи» («Община благочестивых»). В дальнейшем идеал благочестия развивался в средние века в Египте и Европе, прежде всего общиной «Хасидей ашкеназ» («Благочестивые из Германии»). Однако между средневековым религиозным движением и хасидизмом 18 века нет преемственности. Хасидизм 18 века во многом воспринял каббалистическую доктрину, главным образом Ицхака Лурии (1534-1572) и его школы, также в хасидизме присутствуют идеи Сабатианства. Что касается традиции почитания цадиким, то она связана с традицией почитания святых учителей эпохи Танаев, которая была возрождена под влиянием движения Паисия Величковского в Полесье в начале 18 века.
Святые учителя — цадиким — «праведники», буквально «те, которые выдержали испытание», или «удостоверенные», являются лидерами хасидских общин. Цадик – праведник, образец морали, социальной и религиозной жизни, он тот человек, “который живет силой веры” и кому благоволит Господь. Хасидим — «преданные», буквально, «те, кто хранят веру в завете» — ученики. Хасид (буквально: страстный, набожный) – тот, кем руководит любовь, чьи поступки не ранят. Слово происходит от слова “хесед” (милость), один из Божественных атрибутов, дополняющих дин (строгая справедливость). Милость пробуждает в человеке пыл, набожность, любовь к Господу и всем Его созданиям. В Псалмах хасид часто обозначает “верный”, “истинно верующий”, “исполненный веры”, “любящий Бога”. В Талмуде (Пиркей Авот, V, 13–16) хасид – это “тот, кто говорит: что мое, то твое, а что твое, то твое; тот, кого трудно разозлить и легко остудить; тот, кто любит отдавать и видеть других отдающими”; а также “тот, кто даже до молитвы обращает свое сердце к Богу, хотя бы на один час” (Бер. 30b). Кроме того “праведники-неевреи также удостоятся места в Грядущем Мире” (Тос. Санг. 13; Мишне Тора, Млахим 11)[2].
Высшая нравственность, по хасидизму, — это когда человек с Богом. Или Бог с человеком. Сокрытые во всех вещах мира божественные искры, отпавшие от Творца, нуждаются в очищении от наростов и в освобождении. Эту миссию возлагает на себя цадик. Отсюда — его безграничный альтруизм и самопожертвование, мерилом которых выступают хасиды. Без них горение цадика не излучало бы света[3].
Одна из важных особенностей хасидизма заключается в том, что ученики рассказывают друг другу истории о своих цадиким, что само по себе является мистическим процессом. Мартин Бубер[4] и Эли Визель в своих трудах излагают ряд хасидских преданий, на основе которых в данной работе будут выявлены главные элементы духовной практики хасидов.
Ученые выделяют типологическую близость хасидских преданий с «Цветочками Св.Франциска Ассизского», «Золотой Легендой» Якова Ворагинского, историями о буддийских монахах и мусульманских суфиях, жанровые параллели с патериками — «Лавсаик» Палладия Еленопольского и «Луг духовный» Иоанна Мосха. Но при этом хасидские предания остается памятником еврейской традиции, восходящей к «Пиркей-Авот» («Изречениям отцов»). Идеи хасидизма в целом, по мнению Мартина Бубера, просматриваются и в суфизме, и в индийском мистицизме движения бхакти, и в рейнском монастырском мистицизме средних веков, и в мистической системе, не несущей на себе теистического отпечатка, — в восточноазиатском дзэн-буддизме.
Целью данной работы является выявление параллелей между отдельными аспектами практик хасидизма и вайшнавизма (одного из направлений индийского бхакти).