«Согласно хасидским поверьям, в цадиким изливается изначальный Божественный свет; через них он изливается затем в их деяния, а из деяний — в слова хасидов, повествующих о цадиким».
Мартин Бубер «Хасидские предания»»
Введение
Хасидизм (от др.-ев.: хасид — благочестивый) — религиозно-мистическое течение в иудаизме, возникшее в первой половине 18 века среди еврейского населения Волыни, Подолии и Галиции. Для хасидизма характерны мистицизм, религиозная экзальтация, почитание цадиков (праведников, провидцев). Его появление связано с выдающейся фигурой в еврейской жизни — Израэлем бен Елиезером (ок.1700-1769), прозванным Баал Шем Товом («Владеющим Благим Именем (Божьим)» сокращенно — БЕШТ), который, как писали тогда, «опустил небеса на землю»[1].
Идеал благочестивого человека, хасида, возник уже во 2 в. до н.э в рамках национально-религиозного движения «Хасидеи» («Община благочестивых»). В дальнейшем идеал благочестия развивался в средние века в Египте и Европе, прежде всего общиной «Хасидей ашкеназ» («Благочестивые из Германии»). Однако между средневековым религиозным движением и хасидизмом 18 века нет преемственности.
Хасидизм 18 века во многом воспринял каббалистическую доктрину, главным образом Ицхака Лурии (1534-1572) и его школы, также в хасидизме присутствуют идеи Сабатианства. Что касается традиции почитания цадиким, то она связана с традицией почитания святых учителей эпохи Танаев, которая была возрождена под влиянием движения Паисия Величковского в Полесье в начале 18 века.
Святые учителя — цадиким — «праведники», буквально «те, которые выдержали испытание», или «удостоверенные», являются лидерами хасидских общин. Цадик – праведник, образец морали, социальной и религиозной жизни, он тот человек, “который живет силой веры” и кому благоволит Господь. Хасидим — «преданные», буквально, «те, кто хранят веру в завете» — ученики. Хасид (буквально: страстный, набожный) – тот, кем руководит любовь, чьи поступки не ранят. Слово происходит от слова “хесед” (милость), один из Божественных атрибутов, дополняющих дин (строгая справедливость).
Милость пробуждает в человеке пыл, набожность, любовь к Господу и всем Его созданиям. В Псалмах хасид часто обозначает “верный”, “истинно верующий”, “исполненный веры”, “любящий Бога”. В Талмуде (Пиркей Авот, V, 13–16) хасид – это “тот, кто говорит: что мое, то твое, а что твое, то твое; тот, кого трудно разозлить и легко остудить; тот, кто любит отдавать и видеть других отдающими”; а также “тот, кто даже до молитвы обращает свое сердце к Богу, хотя бы на один час” (Бер. 30b). Кроме того “праведники-неевреи также удостоятся места в Грядущем Мире” (Тос. Санг. 13; Мишне Тора, Млахим 11)[2].
Высшая нравственность, по хасидизму, — это когда человек с Богом. Или Бог с человеком. Сокрытые во всех вещах мира божественные искры, отпавшие от Творца, нуждаются в очищении от наростов и в освобождении. Эту миссию возлагает на себя цадик. Отсюда — его безграничный альтруизм и самопожертвование, мерилом которых выступают хасиды. Без них горение цадика не излучало бы света[3].
Одна из важных особенностей хасидизма заключается в том, что ученики рассказывают друг другу истории о своих цадиким, что само по себе является мистическим процессом. Мартин Бубер[4] и Эли Визель в своих трудах излагают ряд хасидских преданий, на основе которых в данной работе будут выявлены главные элементы духовной практики хасидов.
Ученые выделяют типологическую близость хасидских преданий с «Цветочками Св.Франциска Ассизского», «Золотой Легендой» Якова Ворагинского, историями о буддийских монахах и мусульманских суфиях, жанровые параллели с патериками — «Лавсаик» Палладия Еленопольского и «Луг духовный» Иоанна Мосха. Но при этом хасидские предания остается памятником еврейской традиции, восходящей к «Пиркей-Авот» («Изречениям отцов»).
Идеи хасидизма в целом, по мнению Мартина Бубера, просматриваются и в суфизме, и в индийском мистицизме движения бхакти, и в рейнском монастырском мистицизме средних веков, и в мистической системе, не несущей на себе теистического отпечатка, — в восточноазиатском дзэн-буддизме.
Целью данной работы является выявление параллелей между отдельными аспектами практик хасидизма и вайшнавизма (одного из направлений индийского бхакти).»
Рассмотрим основные принципы духовной практики хасидизма, проиллюстрируем их хасидскими преданиями и проведем их сравнение с идеями вайшнавизма.
1. Абсолютная преданность цадику и абсолютная преданность гуру
- «Раскрытие»: «Равви Шеломо из Карлина сказал одному человеку: «У меня нет ключа, чтобы раскрыть тебя». А человек взмолился: «Тогда распори меня хоть гвоздем!» С тех пор равви очень хвалил этого человека»[5].
- «Гурудев»: «О господин мой и учитель! Когда же судьба улыбнется этому преданному, и ты явишь ему свою милость? Я низкий и падший, лишен силы и разума. Прошу тебя, сделай меня своим возлюбленным слугой. Заглянув внутрь себя, я не нашел там ничего ценного. Поэтому я так нуждаюсь в твоей милости. Но если ты не будешь милостив ко мне, я буду день и ночь плакать горючими слезами, пока жизнь наконец не оставит меня»[6].
- «Верховный Господь сказал: » Чтобы узнать истину, вручи себя духовному учителю. Вопрошай его смиренно и служи ему. Осознавшие себя души могут дать тебе знание, ибо они узрели истину»[7].
В хасидизме подчеркивается, что как хасиды зависят от цадика, так и он от хасидов, «что не под силу цадику, то по силам общине», предание «Слово ученика». В традиции вайшнавизма не наблюдается прямой зависимости гуру от учеников. Близость традиций в данном случае — признание необходимости передачи знаний и реализации от учителя к ученикам. Как цадик, так и гуру — это каналы Божественной милости. Цадик — живое воплощение Торы, а гуру — воплощение и представитель Верховной Личности Бога.
2. Хасидское единство и общение с преданными в традиции вайшнавизма
- Хасиды чувствовали, что самосовершенствование достигается только при помощи других. Когда Маггид лежал, закутанный в ритуальное покрывало, с филактериями на лбу и на левой руке. Вокруг толпились близкие. Последние слова слетели с его уст: “Держитесь вместе, будьте всегда вместе, всегда”[8].
- Рабби Захария-Менял писал: “В Лизенске хасиды любят друг друга больше, чем мужья жен и отцы сыновей. Хасиды живут в гармонии, помогают друг другу во всем, делятся всем, что у них есть. Включая страх и надежды…”[9].
- «Общению с преданными Господа следует учиться, посещая их собрания, на которых они воздают хвалу Господу. Так можно очень быстро очиститься от всей скверны. Развивая между собой взаимоотношения, основанные на дружбе и любви, преданные испытывают счастье и удовлетворение»[10].
- «Служение преданным, согласно их духовному положения, помогает прийти к чистой преданности»[11].
- «Приносить дары и принимать дары, поверять свои мысли и вопрошать о сокровенном, принимать прасад и угощать прасадом — таковы шесть проявлений любви, которую вайшнавы испытывают друг к другу»[12]. Прасад — милость Господа, освященная пища или какие-либо предметы, которые были поднесены Господу.
Таким образом, обе традиции признают огромную важность дружественного общения людей, следующих одним духовным путем. Ученики оказывают друг другу взаимную поддержку и помощь в духовном развитии, поддерживают веру друг друга, помогают в минуты сомнений и испытаний, делятся мыслями и чувствами, а в трудные моменты — и хлебом насущным.
3. Радость, восторг
Хасиды танцуют, поют, восхваляют Бога — то же делают и бхакты (преданные слуги Верховного Господа в традиции бхакти). Хасиды радуются общению с Богом и стараются выполнить «самую трудную заповедь в Законе — радоваться в праздник», как говорится в Мишне. Они считают, что таким образом участвуют в Тикуне, борются с демоническими силами. В традиции бхакти «преданные, которые достигли любви к Богу, то плачут навзрыд, поглощенные мыслями и непогрешимом Господе, то смеются и ликуют, вслух обращаются к Нему или же танцуют и поют»[13].
- «Рассказчик»: «…Божественное Присутствие не нисходит на того, кто печалится в заповедях; оно нисходит на того, кто в заповедях радуется»[14].
- «Благословенный Господь сказал: «Тот, чей ум не привязан к чувственным удовольствиям, обретает счастье в себе. Кто счастлив внутри, радуется внутри, кто озаряется изнутри, тот йог становится божественным и достигает освобождения в Боге»[15].
Отсюда становится понятной природа счастья — она в преодолении вожделения, контроле чувств. «Вожделение — всепожирающий, греховный враг всех существ в этом мире»[16]. Так в хасидской традиции, приверженец Менахема Мендла «должен был забыть все земные заботы и привязанности. Нельзя одновременно домогаться чувственных удовольствий и готовить себе место в раю»[17].
В свете такого понимания становится ясен смысл предания «Пост»: «…Когда Баал Шем был молодым, он обычно на исходе субботы брал шесть хлебов и кувшин с водой и уединялся на целую неделю. В пятницу, когда он собирался домой, то поднимал свой мешок и, замечая его тяжесть, открывал и находил все шесть хлебов нетронутыми. Это его всегда очень удивляло. Только такой пост и можно считать постом!»[18]. Другое хасидское предание об опасности дарования чувств миру, а не Богу — «Двойственность мира»: «Равви Барух однажды сказал: «Сколь хорош и прекрасен этот мир, если мы не теряем в нем наших сердец, и сколь он мрачен, если теряем!»[19].
Учение бхакти и хасидизм говорят о необходимости отвлечения чувств от внешних объектов и направления их к Богу, в результате чего человек перестает страдать и ощущает радость Богообщения.
4. Бескорыстное служение Богу всеми делами, помыслами и чувствами
- В предании «Сон» равви Шмелке всегда экономил время на сне, предпочитая ему занятия. Однако когда равви Элимелек уговорил его как следует выспаться, что в результате многократно увеличило силу воздействия проповеди равви Шмелке, он признался равви Элимелеку: «Раньше я и не догадывался, что Богу можно служить даже сном»[20].
- Другие примеры служения Богу в деятельности, описанные в хасидских преданиях Мартином Бубером: «Чулочник», «Правильное служение», «Игроки», «Тяжелые труды».
- «Все, что ты делаешь, что вкушаешь, все, что приносишь в жертву и даруешь, и все аскезы — делай это, о сын Кунти, как подношение Мне»[21].
- «Действия человека, который освободился от влияния гун материальной природы, утвердился в духовном знании и трудится только ради Меня, становятся целиком духовными, и все их последствия растворяются в Абсолюте»[22].
Обе религиозные системы говорят о важности внутреннего настроя человека при совершении каких-либо действий. Мотивация, внутренняя цель деятельности признается более важной, чем ее внешняя форма. Любая деятельность одухотворяется, если ее цель — служение Богу.
Важно подчеркнуть, что именно бескорыстное служение является истинным, служение из любви и ради увеличения любви к Богу, что демонстрируется следующими преданиями:
- «Не за плату»: «…Истинно, что тот, кто соблюдает заповедь ради получения платы, даже если это будет плата в загробном мире, не служит Господу вовсе, ибо единственное, что он делает, — служит самому себе»[23].
- «Соблюдение закона»: » Если вы собираетесь что-то сделать и считаете, что это может уменьшить вашу любовь к Богу, то знайте, что это грех. Если вы собираетесь что-то сделать и считаете, что это увеличит вашу любовь к Нему, то знайте, что ваша воля совпадает с волей Бога»[24].
- «Богу»: » Однажды Залман прервал свою молитву и сказал: «Я не хочу Твоего рая. Я не хочу твоего грядущего мира. Я хочу Тебя и только Тебя»[25].
- «Вне грядущего мира»: Баал Шем: » Если я люблю Бога, зачем мне грядущий мир?!»[26].
- «Деятельность, которая помогает помнить о Господе, является рекомендованной, а та, что заставляет забыть о Нем, — запрещенной»[27].
- «Того, кто за преданное служение хочет получить от Тебя какие-то материальные блага, нельзя считать чистым преданным. Такой человек — просто торговец, который думает лишь о собственной выгоде»[28].
5. Зло — форма проявления Бога, оно служит Богу, и так же, как и добро, является Его милостью.
- «…Шмелке из Никольсбурга и Пинхас из Франкфурта, задали Маггиду из Межирича такой вопрос:
– В Талмуде написано, что человек должен благодарить Бога и за хорошее, и за плохое. Не много ли спрашивается с человека? У кого достанет сил благословлять Бога за то, что он наказан?
– Пойдите перекиньтесь парой слов с Зусей, – сказал Маггид.
Зусю хорошо знали в Межириче – знали, что он болен, обременен несчастьями и хворями, что за душой у него ни гроша.
– Зуся, разве можешь ты благодарить Господа? А твои страдания?
– Мои страдания? – изумленно спросил Зуся. – А кто страдает? Только не я. Я счастлив. Зуся счастлив жить в мире, сотворенном Господом, благословенно имя Его. Зуся ни в чем не испытывает недостатка, ни в чем не нуждается. Все, чего ему хочется, у Зуси есть, и сердце его исполнено благодарности. Он даже не понял вопроса»[29]. - «Величие фараона»: «Говорил равви Леви Ицхак: » Завидую я фараону! Какое прославление Божественному Имени сотворило его упрямство!»[30].
- «С точки зрения небес»: «…На Небесах мы считаем, что все то, что представляется вам здесь злом, на самом деле — оказанная вам милость»[31].
- «Облачения милости»: Равви Зуся поясняет: «…все, что делает Бог, — это милость»[32].
- Шрила Бхактивинода Тхакур пишет в «Шаранагати»:Как только я душу Тебе вручил,
укрывшись в тени Твоих стоп,
сердце восторг заполнил,
невзгоды ушли, не оставив следа,
печали и беды исчезли,
и радость разлилась вокруг.Нет счастья большего, чем те невзгоды,
Которые служение Тебе приносит мне.
В служении Тебе печаль и радость
Моим богатством стали наравне,
Недуг невежества смертельный исцеляя[33].
Хасидизм и вайшнавизм не стремятся разделять добро и зло, так как все происходит по воле Бога. Как добро, так и зло исходят из одного источника и выполняют свои функции, которые могут быть непонятны людям, но, тем не менее, их следует принимать как милость.
6. Путь преданного служения — путь чувств
В Шримад Бхагаватам Верховный Господь говорит: «Чтобы помочь людям достичь совершенства, Я предначертал для них три пути возвышения — путь знания, путь кармической деятельности и путь преданного служения. Помимо них нет других путей к высшей цели»[34]. Путь хасидов и бхакт — это путь преданного служения, где чувства, искренность, восторженная молитва, внутренние устремления важнее интеллектуальных достижений и внешней праведности. Однако предпочтение чувств интеллекту не означает отсутствия понимания духовных истин:
- Равви Вольф из Збаража молился Богу о том, «чтобы Он даровал мне такое свойство, при котором мой разум никогда бы не противился Его истине»[35].
- «Что понял Маггид»: «…Баал Шем сказал: «Ты хорошо объяснил прочитанное, но до истины не добрался, потому что в твоих знаниях нет твоей души»[36].
- «Умелый вор»: «…Так и в каждую тайну в этом мире можно проникнуть посредством особого рода размышления, приложимого только к этой тайне. Но Бог любит вора, взламывающего замок тайны; я говорю о человеке, взламывающем для Бога свое сердце»[37].
- «Переполненный дом молитвы»: «Слова из уст тех, кто здесь молится и произносит поучения, не исходят из их сердец и поэтому не могут вознестись на Небо, а остаются и заполняют Дом Молитвы от одной стены до другой и от пола до самого потолка»[38].
- «Непостижимые истины неподвластны логике. Непостижимым называется то, что выходит за рамки человеческого понимания»[39].
- «К высшей цели нельзя прийти с помощью логических умозаключений»[40].
- «Верховный Господь сказал: «Тех, кто постоянно служит Мне с любовью и преданностью, Я наделяю разумом, который помогает им прийти ко Мне»[41].
- «Верховный Господь сказал: «Тем, кто занимается преданным служением, не обладая верой, никогда не достичь Меня…»[42].
- «Слово»: «…равви Зуся никогда не мог дослушать проповеди своего учителя до конца. Но уже в самом начале проповеди, когда маггид приводил слова Писания, которые он хотел далее толковать, и произносил «и Бог сказал» или «и Бог говорил», равви Зуся впадал в неистовство, кричал, бился в конвульсиях и махал руками так сильно, что начинал беспокоить всех присутствовавших, и его выводили…»[43].
- «Смогу ль я могущество Имени Кришны измерить?…
Имя рвется из сердца, чтобы уста украсить.
Звук его пляшет и пляшет на языке моем.
Дыхание в груди прервалось, тело затрепетало,
Ноги сами собою пляшут с Твоим именем с такт.
Слезы рекой струятся, восторг заливает сердце,
Волосы встали дыбом, градом катится пот,
Кровь отлила от кожи, я выдержать это не в силах —
Вот-вот потеряю сознание от счастья и любви»[44].
Оба духовных направления подчеркивают важность искреннего устремления чувств к Богу, веры, идущей от сердца, а не показной, достижения высшей цели посредством преданности, а не логики.
7. Борьба с гордыней, смирение.
Борьба с гордыней, в том числе возникающей от праведности, накопления знаний, развитие смирения — основополагающий принцип практик хасидов и бхакт.
- «Его дни»: «…Днем он (равви Зуся) записывал на кусочке бумаги все, что делал. На ночь, перед тем, как уснуть, он читал эти записи и рыдал над ними, покуда его слезы не смывали с листка чернила»[45].
- «С грешниками»: «Говорил Баал Шем: «Я позволяю грешникам приближаться ко мне, если они не горды. А книжников и безгрешных людей я до себя не допускаю, если они горды. Потому что с грешником, знающим, что он грешник, и поэтому ни во что себя не ставящим, — с ним Бог, ибо Он «пребывает с ними посреди нечистот их». Но о гордящихся тем, что их не касается грех, Бог, как мы знаем из Гемары, говорит: «В мире нет такого места, где бы Я был с ними»[46]. Та же тема прослеживается в преданиях: «Снежок», «Правда», «Грешник и праведник», «Как учить Торе».
- И рабби Элимелех ответил: “Если бы Адам не согрешил, мог бы возгордиться”[47].
- Маггид из Межрича говорил: “Вы можете соблюдать каждую заповедь Торы, вы можете очищаться и совершенствоваться, исполняя все предписания, но если в последний миг в ваше сознание проникнет одна-единственная тщеславная мысль, значит, все было напрасно. Можете сунуть все ваши добрые дела, все ваши достойные намерения в дорожный сундук и швырнуть его в Ад”[48].
- «Первая страница»: «Спросили равви Леви Ицхака: «Почему во всех трактатах Вавилонского Талмуда отсутствует первая страница? Почему каждый из них начинается со второй?» Цадик ответил: «Это для того, чтобы сколько бы человек ни прочитал, он всегда помнил, что не постиг еще и первой страницы»[49]. Схожая мысль изложена и в предании «Познание».
- Бхактивинода Тхакур:«1-2 Убогий грешник я. Увы, я стал причиной
Страданий бесконечных и тревог.
Себе в угоду я готов на грех любой.
Сомнений не пождали в душе моей мучения чужие.
Я лгал на каждом слове.
И до сих пор чужие радости меня печалят,
А боль чужая мне отрадна.3. В глубинах сердца — скопище желаний.
Я полон гнева, гордости и злости.
Вином тщеславья пьян, окутан суетою
И ядом самомнения отравлен.4. В плену у сна и лени, я противлюсь
всем добрым начинаньям и делам,
и только грех и злодеянья —
источник сил и вдохновенья для меня,
и скупость с похотью мое снедают сердце….»[50] - Чайтанья:
«Святые имена Господа следует повторять в смиренном состоянии ума, считая себя ниже соломы, валяющейся на улице. Нужно стать терпеливее дерева, полностью освободиться от чувства ложного престижа и всегда быть готовым оказать почтение другим. Только в таком состоянии ума можно повторять святое имя Господа постоянно»[51].
Хасидизм и вайшнавизм подчеркивают бесполезность каких-либо достижений праведности, выполнения предписаний, соблюдения заповедей, изучения священных писаний, если при этом возникает гордыня и тщеславие. Более того, обе традиции предупреждают, что подобные ситуации не только бесполезны, но и чрезвычайно вредны для духовного совершенствования. При этом в обеих религиозных системах есть примеры святых, достигших высот смирения, таких как Бхактивинода Тхакур в вайшнавизме и равви Зуся в хасидизме.
8. Аскезы
Отношение к самоограничениям, аскезам в обеих традициях неоднозначно. Аскезы часто приводят к росту гордыни, самообману, ожесточению сердца, ослаблению тела, в связи с чем, затрудняется служение Богу. Поэтому цадики предостерегают своих хасидим от возможных ошибок на пути отречения (предание «Против умерщвления плоти» и другие). И учение вайшнавизма говорит о необходимости «разумного отречения» — посвящения плодов своей деятельности Богу, без гордыни и страданий, исключительно для обретения любви к Богу:
- «Пришел повидать Маггида один мистик, отказывавшийся от еды и сна, стремившийся к полному отречению от всего мирского. Первым делом Маггид велел своему сыну, рабби Аврааму, силой накормить его. Затем он приказал ему слово в слово повторять за ним ритуальное признание Видуй: “Ашамну, багадну, газальну!” – мы грешили, мы предавали, мы грабили. Гость упал в обморок. Когда он очнулся, Маггид отослал его, наказав никогда больше не допускать того, что произошло: иные слова столь же важны, как деяния – некоторые слова и есть деяния»[52].
- «Самоумерщвление»: Некий человек постился от субботы до субботы, на что Маггид из Кожниц сказал следующее: «…Тот, кто говорит, что постится от субботы до субботы, но тайно вкушает пищу каждый день, духовно выше тебя, ибо он обманывает только других. Ты же обманываешь еще и себя»[53].
- «Один очень набожный и очень состоятельный еврей хотел поразить его своим аскетизмом. “Скажи мне, что ты ешь каждый день?” – осведомился Маггид. “О, почти ничего: черный хлеб с солью – вся моя еда”. “Плохо, – сказал Маггид, – очень плохо. Я приказываю тебе есть булки и пирожные, а также пить сладкое вино”. “Но почему, рабби?” – вскричал изумленный хасид. “Я объясню тебе, почему. Видишь ли, если ты будешь довольствоваться черным хлебом и водой, то придешь к выводу, что бедняк может жить, питаясь камнями и росой. Но если ты будешь есть пирожные, то дашь беднякам хлеб”[54].
- «Верховный Господь сказал: «Тех, кто совершает суровую аскезу, не рекомендованную в священных писаниях, делая это из гордости или эгоизма, тех, кем движет вожделение и привязанность, кто по глупости истязает свое материальное тело и находящуюся в нем Сверхдушу, называют демонами»[55].
- «Верховный Господь сказал: «О Арджуна, человек никогда не станет йогом, если он есть слишком много или слишком мало, спит слишком много или спит недостаточно. Тот, кто умерен в еде, сне, труде и отдыхе, может, занимаясь йогой, избавиться от всех материальных страданий»[56].
Обе доктрины призывают своих последователей помнить о цели аскез, а не выполнять аскезы ради них самих, а тем более для достижения материальных целей и роста гордыни из-за своей отреченности. Снова и снова акцентируют внимание на важности внутреннего содержания действия, а не на его внешнем проявлении.
9. Любовь и сострадание
Обе традиции советуют относиться к каждому человеку как к праведнику, по крайней мере, потенциальному, так как в каждом присутствует Божественная искра — душа. В том числе, в хасидизме существуют предания о любви к врагам: «Любовь к врагам», «Любить больше», а в традиции бхакти — о любви и сострадании ко всем живым существам.
- «Ссорящиеся»: Равви Вольф прокомментировал ссору так: «На мой взгляд, вы оба — люди добрые, а кто может поссорить двух праведников?»[57].
- «Возвышенные личности видят в других только хорошее. Выше всех стоит тот, кто способен разглядеть в человеке самое незначительное достоинство и превознести его»[58].
- «Верховный Господь сказал: «Тот, кто занят преданным служением, кто чист душой и обуздал свой ум и чувства, дорог всем, и все дороги ему»[59].
- «Два главных положения учения Господа Чайтаньи — это вкус к святому имени и милосердие к дживам. Именно эти качества являются мерилом оценки уровня вайшнава»[60]. Джива — любое живое существо.
10. Выбор и следование своему пути
В обоих религиозных направлениях важное положение занимает выбор и следование собственному пути в служении Богу. Однако в вайшнавизме говорится о решающей роли учителя в определении вида преданного служения для своего ученика, тогда как в хасидизме указывается на самостоятельный выбор ученика. Можно все же предположить, что и в хасидизме цадики принимали активное участие в самоопределении учеников в связи с традицией абсолютной преданности учителю.
- «Самый трудный вопрос»: «Перед смертью равви Зуся сказал: «В ином мире меня не спросят: «Почему ты не был Моисеем?» Меня спросят: «Почему ты не был Зусей?»[61].
- В Бхагавад Гите говорится: «Лучше исполнять свои обязанности, пусть несовершенным образом, чем безукоризненно исполнять чужие. Выполняя предписанные обязанности, отвечающие его природе, человек никогда не навлекает на себя греха»[62].
- Иаков Ицхак из Люблина, Ясновидец говорил: «Невозможно сказать каждому человеку, по какому пути ему следует идти. Одни служат Господу изучением Торы, другие — молитвой, третьи — постом, четвертые — вкушением пищи. Каждый должен сам понять, на какой путь влечет его сердце, и этот путь избрать всецело»[63].
- «Вид преданного служения, который более всего подходит тому или иному преданному, определяет духовный учитель, и он же милостиво дает ему возможность заниматься этим служением»[64].
Заключение
В ходе данной работы были изучены хасидские предания, изложенные в книгах Мартина Бубера «Хасидские предания» и Эли Визеля «Рассыпанные искры». В процессе изучения преданий, были выделены десять центральных положений практики хасидизма. А также выявлены, проиллюстрированы и проанализированы параллели между указанными положениями практик хасидизма и вайшнавизма.
В данной статье не ставилось целью провести детальный сравнительный анализ духовных традиций вайшнавизма и хасидизма в их практической ипостаси. Акцент был сделан на представлении сходных, близких по смыслу и содержанию элементов учений. Однако необходимо отметить, что поиск параллелей может быть продолжен и дальше.
Что касается различий в данных религиозных направлениях, то они по большей части будут связаны с теоретической доктриной, представлениями о Боге, мире, судьбами людей и.т.д. В настоящее время процесс поиска различий, противопоставление одних вероисповеданий другим усиливается. В результате возникает разделение, отчуждение и даже открытая враждебность между различными религиозными направлениями. Что закономерно приводит к еще большему росту атеизма в обществе, обоснованно сомневающемся в высокой духовности враждующих между собой представителей разных конфессий. Поэтому представляется целесообразным сконцентрировать усилия не на подчеркивании различий, а на поиске объединяющих, сходных черт различных учений.
Закончить работу хочется словами Мартина Бубера, выявляющими одну из важнейших идей учений хасидизма и вайшнавизма: «Не досадуйте, радуясь творениям и вещам мира! Но и не связывайте с ними свою радость; отстраняясь от них, спешите приблизиться к Богу. Не восставайте против ваших чувств, но дайте им возрасти и свяжите их с Богом»[65].
Библиография
«Бхагавад-гита как она есть» А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада, М.: Можайск — Терра, 2001.
«Бхагавад — гита» пер. С.М. Неаполитанского, С.Пб., «Девятый вал», 2000.
«Мудрость и благочестие» П.С. Гуревич, М.Л. Хорьков — вступительная статья к книге «Хасидские предания» М.Бубера.
Песни ачарьев-вайшнавов, Бхактиведанта Бук Траст, 1993.
«Рассыпанные искры» Эли Визель, Мосты культуры, 2000.
«Хасидские предания» М.Бубер, ред. П.С. Гуревича и С.Я. Левит, М., издательство «Республика», 1997.
«Шри Чайтанья Шикшамрита» Бхактивинода Тхакур, М., «Философская книга», 2004.
«Шаранагати» Ш.Б. Тхакур, М., «Философская книга», 2001.
«Шримад Бхагаватам», Кришны-Двайпаяны Вьясы, Бхактиведанта Бук Траст, 1994.
Материалы лекций А.И. Шмаины-Великановой по истории иудаизма.
[1] «Мудрость и благочестие» П.С. Гуревич, М.Л. Хорьков
[2] «Souls on fire» («Рассыпанные искры») Эли Визель
[3] «Мудрость и благочестие» П.С. Гуревич, М.Л. Хорьков, стр.16
[4] Везде, где идет речь о хасидских преданиях без ссылки на источник, имеются в виду предания, изложенные в книге Мартина Бубера «Хасидские предания»
[5] «Хасидские предания» М.Бубер, стр.253
[6] Песни ачарьев-вайшнавов, стр.57
[7] «Бхагавад-гита как она есть» А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада, стр.280
[8] «Souls on fire» («Рассыпанные искры») Эли Визель
[9] «Souls on fire» («Рассыпанные искры») Эли Визель
[10] «Шри Чайтанья Шикшамрита» Б.Тхакур, стр.87
[11] Бенгальское стихотворение Сарасвати Тхакура
[12] «Нектар наставлений», 4.
[13] «Шримад Бхагаватам» Кришна-Двайапаяна Вьяса, 11.3.32
[14] «Хасидские предания» М.Бубер, стр.72
[15] «Бхагавад гита» пер.С.М. Неаполитанского, стр.69
[16] «Бхагавад-гита как она есть» А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада, стр.224
[17] «Souls on fire» («Рассыпанные искры») Эли Визель
[18] «Хасидские предания» М.Бубер, стр.62
[19] там же, стр.103
[20] там же, стр.179
[21] «Бхагавад гита» пер. С.М. Неаполитанского, стр.105
[22] «Бхагавад-гита как она есть» А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада, стр.267
[23] «Хасидские предания» М.Бубер, стр.145
[24] там же, стр. 145
[25] там же, стр.246
[26] там же, стр.68
[27] «Шри Чайтанья Шикшамрита» Б.Тхакур, стр.204
[28] «Шримад Бхагаватам» Кришны-Двайпаяны Вьясы 7.10.4
[29] «Souls on fire» («Рассыпанные искры») Эли Визель
[30] «Хасидские предания» М.Бубер, стр.213
[31] там же, стр.115
[32] там же, стр.221
[33] «Шаранагати» Ш.Б. Тхакур, стр.63
[34] «Шримад Бхагаватам» Кришна-Двайапаяна Вьяса, 11.20.6
[35] «Хасидские предания» М.Бубер, стр.147
[36] там же, стр.105
[37] там же, стр.109
[38] там же, стр.84
[39] «Махабхарата», Бхишма-парва, 5.22
[40] «Катха-упанишад», 1.2.9
[41] «Бхагавад-гита как она есть» А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада, стр.537
[42] там же, стр.475
[43] «Хасидские предания» М.Бубер, стр.220
[44] «Шаранагати» Ш.Б. Тхакур, стр.155
[45] «Хасидские предания» М.Бубер, стр.227
[46] «Хасидские предания» М.Бубер, стр.83
[47] «Souls on fire» («Рассыпанные искры») Эли Визель
[48] там же
[49] «Хасидские предания» М.Бубер, стр.216
[50] «Шаранагати» Ш.Б. Тхакур, стр.39
[51] Песни ачарьев-вайшнавов, стр.42
[52] «Souls on fire» («Рассыпанные искры») Эли Визель
[53] «Хасидские предания» М.Бубер, стр.263
[54] «Souls on fire» («Рассыпанные искры») Эли Визель
[55] «Бхагавад-гита как она есть» А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада, стр.789
[56] там же, стр.345,346
[57] «Хасидские предания» М.Бубер, стр.156
[58] «Шримад Бхагаватам», Кришны-Двайпаяны Вьясы, 4.1.4.12
[59] «Бхагавад-гита как она есть» А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада, стр.299
[60] «Шри Чайтанья Шикшамрита» Б.Тхакур , стр.96
[61] «Хасидские предания» М.Бубер, стр.232
[62] «Бхагавад-гита как она есть» А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада, стр.843
[63] «Хасидские предания» М.Бубер, стр.279
[64] «Шримад Бхагаватам», Кришны-Двайпаяны Вьясы, 3.3.25.28
[65] «Хасидские предания» М.Бубер, стр.27[/vc_column_text][/vc_column][/vc_row]