Представления о Боге и их связь с индивидуальными особенностями личности
Опубликовано 03.03.2014г.
Результаты магистерской диссертации на тему: «Представления о Боге и их связь с индивидуальными особенностями личности»
Задачи эмпирического исследования:
- разработать психосемантический метод для изучения субъективного образа Бога;
- изучить взаимосвязь индивидуальных характеристик образа Бога с образами значимых других
- с содержаниями ценностно-смысловой сферы, самооценкой, самодетерминацией, субъективным благополучием.
Новизна исследования: исследование взаимосвязи субъективного образа Бога с личностными особенностями проводится впервые на российской выборке.
Гипотеза 1. Характеристики субъективного образа Бога связаны с конфессией и уровнем религиозности. В качестве показателей религиозности использовалась сумма ответов на первые 5 вопросов анкеты (альфа Кронбаха составила 0,74), а также сумма ответов на вопросы о частоте молитвы и посещения церкви (более высокие значения свидетельствуют о более низкой частоте соответствующего поведения). Корреляция между этими двумя показателями религиозности составила -0,73 (p<0,001), что свидетельствует об их хорошем содержательном соответствии.
Более высокий уровень религиозности связан:
- с более низкой самооценкой, (С одной стороны, самооценка — признак психологического благополучия и здоровья, но всегда ли это так? Можно предположить, что у верующих самооценка иная по своей сути: ценностью для них является смирение как важнейшее фундаментальное условие духовного развития и в христианстве, и в вайшнавизме, без которого невозможен духовный рост. Можно предположить, что верующие соотносят себя с иным идеалом (Богом, святыми), как правило, более высоким, чем неверующие, что и выражается в результате в более низких значениях самооценки);
- с приписыванием Богу большего количества ценностей;
- с более позитивным представлением о Боге как о близком (), милосердном, активном (вовлеченным, понятным, деятельным, доступным), сильном (творческий, мудрый, сильный и пр.) У нерелигиозных – негативный, отчужденный образ Бога: пассивный, строгий, слабый (нетворческий), далекий, (поэтому религия и вера могут их отталкивать. Вопрос о причинно-следственных связях между образом Бога и религиозной принадлежностью требует дополнительного изучения);
- с представлением об идеале — «Человек, на которого я хочу быть похожим» как о более милосердном, близком, постоянном;
- обратно с психологическим расстоянием между объектами оценки «Бог» и «Мой лучший друг», «Бог» и «Человек, на которого я хочу быть похожим». Т.е. Бог более похож на друга и идеальное Я.
Не было обнаружено существенных различий между религиозными и нерелигиозными людьми:
- по оценкам отца, матери, друга, самого себя, властной фигуры;
- по уровню счастья, удовлетворенности жизнью, уровню отчуждения, переживанию выбора (шкала самодетерминации). (Однако, не исключено, что данная связь была бы обнаружена на большей выборке, так как в западных исследованиях, рассмотренных в первых двух главах работы, эта связь неоднократно четко показана).
Различия в представлениях о Боге, связанные с конфессиями (христиане и вайшнавы)
- христиане наиболее склонны оценивать себя и Бога, а также отца и Бога сходным образом, вайшнавы же, напротив, наиболее склонны подчеркивать различие;
- в то же время, вайшнавы показывают наименьшее расстояние между объектами оценки «Бог» и «Человек, на которого я хочу быть похожим» (см. Рис. 3). Несколько большее расстояние у христиан, наибольшее – у атеистов и агностиков. При этом Вайшнавы значительно сильнее хотят быть похожи на милосердного и активного человека, чем христиане и внеконфессиональные опрашиваемые (см. рис.6). (Возможно, вайшнавы хотят быть похожими на гуру, а гуру воспринимается как проявление Бога, носитель божественной энергии);
- в представлении вайшнавов Бог наиболее милосердный, сильный и творческий в представлении христиан — строже, у атеистов и агностиков наиболее строгий. (Вероятно, это связано с одним из основных принципов традиции вайшнавизма – ахимсой – не причинением вреда, что в частности проявляется в соблюдении вегетарианской диеты. Кроме того, в философии вайшнавизма особо подчеркивается идея: «Милость выше справедливости», возможно, поэтому и представления о Боге имеют соответствующую окраску. Кроме того, в теологии вайшнавизма четко прописаны качества, которыми обладает Бог, среди них: красота, сила, слава, знание, богатство, отрешенность, кроме того, большую значимость имеет понятие лила – божественная игра);
- и у вайшнавов, и у христиан Бог более активен в сравнении с Богом агностиков, атеистов и внеконфессиональных. У вайшнавов минимальная самооценка, у агностиков – максимальная.
Таким образом, принадлежность к конфессии и уровень религиозности связаны как с содержательными характеристиками образа Бога (4 из 5, кроме фактора «Изменчивость-постоянство»), так и со степенью различия между Богом и лучшим другом, Я-идеалом, реальным Я, образом отца.