Перед началом интервью я упомянул, что у меня уже больше недели болит горло. «Одной из причин этого может быть невыраженное творчество», — профессионально заметила Юлия.
Высказывание о невыраженном творчестве меня заинтересовало. Я почему-то вспомнил поэта Владимира Маяковского. Ведь он сам признавался, что в своих стихах «наступал на горло собственной песне». И действительно, можно вспомнить его раннюю лирику: например, «А вы ноктюрн сыграть смогли бы на флейте водосточных труб» и стихи позднего периода, в частности, знаменитое фрейдистское: «Я достаю из широких штанин \ Дубликатом бесценного груза\ Смотрите, завидуйте \ Я — гражданин\Советского\Союза».
Литературоведы склонны считать, что из-за этого поэт переживал глубокий внутренний конфликт, глубокую личную трагедию, из-за чего и выстрелил из пистолета себе в сердце.
Эти мысли о причинах самоубийства Маяковского я коротко рассказал своей собеседнице, профессиональному психологу и гипнологу Юлии Владимировне Предтеченской.
«Очень-очень жаль одаренного поэта, — сочувственно произнесла Юлия –Помощь профессионального психолога могла бы его спасти!»
— Первый вопрос в связи с этим был предрешен. Юлия Владимировна, по вашему мнению, как психолога и консультанта, чем могла бы помочь современная психология и психотерапия поэту в подобной ситуации?
— Прежде всего, необходимо как можно более полно и точно разобраться, в чем именно заключалась конкретная проблема Маяковского, его внутренний конфликт.
Возможно, поэт не мог творить, создавать то, что он хочет.
Нельзя исключать, что большую роль сыграли обстоятельства его личной жизни. Вероятно, он очень остро переживал любовную зависимость или сексуальную зависимость.
(Напомним про знаменитый любовный треугольник: Владимир Маяковский – Лиля Брик – и ее муж Осип Брик. Причем помимо Лили Брик поэт увлекался и другими женщинами. Так, последней его возлюбленной стала актриса МХАТа Вероника Полонская – А.С.)
— Любопытно. Правильно ли я понимаю, что современная психология такое прекрасное и сложное чувство как любовь трактует всего лишь как своего рода зависимость людей?
— Нет, конечно же, это не так, — улыбнулась Юлия, — В каждом отдельном случае надо разбираться индивидуально. Лишь на первый взгляд у всех происходят похожие события. Но это лишь внешнее видение. Важно то, что проживается во внутренних мирах людей. Словом «любовь» каждый человек называет какой-то свой неповторимый набор ощущений, действий, ожиданий от другого.
Хотя в психологии сейчас существует множество различных направлений и трактовок различных явлений, на мой взгляд, важно удерживаться от соблазна подгонять индивидуальную личность и уникальную ситуацию под какую-либо, пусть и очень умную готовую схему.
— Психолог — просветленный человек или же демиург, опасный колдун?
— Обычные люди к психологии относятся с опаской или предубеждением, считая их некими таинственными демиургами наподобие колдунов, которые знают тайные кнопки психики и человеческого сознания. А значит, могут манипулировать другими людьми.
— Насколько оправдана такая точка зрения?
— Любые знания и навыки — это инструменты. Их использование зависит от того, в чьи руки они попадают. Эти знания можно использовать во благо, а можно во вред, можно использовать для манипуляции людьми в своих целях, а можно — для помощи другим людям.
Но ведь каждый из нас, не только психологи, обладает определенными знаниями и умениями и, в зависимости от своего миропонимания, может применять их с добрыми или злыми умыслами. Так что знание психологии — это просто частный случай знаний. А знания, как известно, сила.
Здесь очень многое зависит от личности психолога, от его мотивации, его духовного развития, а не от того, какие техники он использует. Не случайно говорят, что психолог лечит собой, своей личностью, своей душой.
— Сейчас проводится очень много различных семинаров и тренингов, где преподаются различные методики и техники влияния, гипноз, например и другие. На них может прийти совершенно любой человек. Не может ли произойти так, что эти техники получат злодеи или злоумышленники, чтобы использовать во вред другим людям?
— Да, такое может произойти. Например, за рубежом гипнозу могут обучаться только специалисты — психологи и психотерапевты. В нашей стране этот вопрос не урегулирован и человек, который заплатил деньги, может получить любые знания. Поэтому есть вероятность того, что данные знания получит человек с плохими намерениями. Но и бомбу может создать любой желающий, нашедший информацию в интернете.
— А каким, по вашему мнению, должен быть настоящий современный психолог?
— Сейчас все чаще психологи стараются личностно развиваться, расти духовно.
И, если говорить о некой идеальной модели психолога — то это некто вроде просветленного человека, который может непредвзято воспринимать людей и события, обладает мудростью и любящим сердцем. Возможно, это прозвучит странно, но в каком-то смысле идеальный психолог — это святой человек.
Оговорюсь еще раз, что речь об идеале, но, чем больше психолог приблизится к нему, тем большую помощь он сможет оказать людям.
— Если в двух словах, то зачем нужна психология?
— Очень сложно ответить на такой вопрос в двух словах. Психологи помогают людям лучше узнать себя и измениться в желаемую сторону, преодолеть трудные жизненные ситуации, избавиться от мучающих состояний, улучшить отношения, достичь целей, обрести гармонию с собой и миром и многое-многое другое. И, что мне кажется очень важным и интересным — психотерапия — это уникальная возможность для саморазвития клиента — то, на что ушли бы десятилетия, становится возможным в течение недель и месяцев!
— Многие люди думают, что психологи дают советы, так ли это?
Да, такое заблуждение довольно распространенное. Если психолог дает советы — это большой непрофессионализм. Психолог не имеет права давать советы и не должен. На этот счет есть профессиональная шутка: «Дал совет клиенту — работаешь бесплатно. Дал второй совет — должен ему денег».
Конечно, люди очень часто этого не понимают и просят у психологов советов. Однако фактически это свидетельствует о том, что человек хочет переложить ответственность за свои поступки на другого. А это не приносит пользы — ни тому, кто дает советы, ни тем более тому, кто их просит.
Психолог помогает человеку самостоятельно найти ответ на свой вопрос, прояснить для себя ситуацию, самому прийти к важному решению, сопровождая и направляя его на этом пути — в этом заключается мастерство, а не в том, чтобы дать готовый рецепт счастья.
Одна из задач психотерапии состоит в том, чтобы человек почувствовал себя взрослым и взял ответственность за то, что происходит с ним в жизни.
— А почему люди обращаются к психологам? Почему не к друзьям в баню? Почему не в церковь и не к священнику?
— Верующие люди обычно обращаются и к священникам, и к психологам со своими душевными переживаниями. Функции священника и психолога совершенно разные и не могут заменить друг друга.
— А почему не к друзьям?
Потому что сейчас большинству людей не нужны чужие проблемы. К тому же друзья начнут давать советы. А если человек будет все время ныть, то друзей и близких у него не останется. Поэтому лучше не злоупотреблять терпением окружающих, а обращаться за профессиональной помощью к психологам.
Ведь психологи могут помочь гораздо эффективнее, информация останется конфиденциальной. А человек не ухудшит своих взаимоотношений с близкими, например, из-за долгой депрессии.
Я считаю, что психологическая помощь время от времени нужна абсолютно всем людям. Есть ситуации, переживания, которыми сложно, да часто и не нужно делиться с друзьями и родственниками, но и носить в себе невозможно. Прекрасно, когда есть свой психолог, к которому можно обратиться в трудную минуту: просто выговориться, увидеть ситуацию иначе, найти решение проблемы, почувствовать поддержку и вдохновиться жить легко и радостно.
— А если человек по жизни «редиска» (то есть нехороший человек), то поможет ли ему психолог и психотерапия?
— Понимаете, Александр, «редиска» — это ярлык, да еще такой негативный! Психолог же должен делать все возможное, чтобы ярлыков не вешать. Ярлыки не дают возможности увидеть сущность человека, его индивидуальность. Возможно, кто-то и считает конкретного человека «редиской», а кто-то другой считает его же лучшим другом и прекрасным товарищем. И кто из них прав?
И, конечно же, психолог на то и специалист, чтобы помогать любым людям, вне зависимости от того, как их видят и называют окружающие.
— Хорошо, а если на прием приходит такой «редиска» — и он вызывает резкую неприязнь. Ты его не только не принимаешь, он для тебя чужой, и ты резко отрицательно относишься ко всему, с ним связанному: к его жизни, к его опыту, к его ценностям и так далее. Он совершенно другой. Он не вписывается в нормы, принятые в данной группе, сообществе, социуме.
— Это очень интересная тема, я бы даже сказала, мировоззренческая. Поэтому начну немного издалека. Я верю, что мир устроен гармонично, в частности, ничто не случайно. А уж тем более не случайны люди, которые обращаются именно ко мне. Специалистов в Москве немало, и когда клиент находит меня, я понимаю, что это не простое совпадение. Значит, есть что-то ценное, что клиент может получить именно здесь.
Люди каким-то внутренним чутьем, очень часто бессознательно делают выбор — и, как правило, такой выбор верен. Поэтому ситуация, которую ты описал — возможна, но не часто. И, если психолог ловит себя на такой сильной отрицательной реакции на клиента, скорее это будет указывать на новую задачу по работе над собой самого психолога, на необходимость расширения собственной «карты мира».
Позиция психолога — в идеале нейтральная и доброжелательная. Задача психолога — воспринимать человека таким, какой он есть. Это не просто и для этого самим психологам требуется уделять серьезное внимание саморазвитию и работе над своими эмоциональными состояниями.
В моей практике крайне редко не удавалось установить контакт с клиентом. Это было связано со многими факторами, как зависящими от меня, так и не зависящими. И в таких ситуациях я напоминала себе, что я далеко не Господь Бог и не могу помочь всем, даже если хочу. И надеюсь, что клиент найдет себе того специалиста, который окажет ему необходимую помощь.
— Может ли и должен ли психотерапевт лечить «белую ворону» или же тут нужно общество лечить?
— Если такая «белая ворона» добровольно пришла на прием, то значит, ее что-то беспокоит. И нужно выяснить, какая проблема ее привела, и разбираться с этой проблемой.
— А если ее мама притащила к психологу и говорит: «Ну вот, лечите это чудо! Господи, а то уже сил никаких нет…»
— Главный принцип здесь — добровольность. Если человек хочет, чтобы ему оказали помощь и готов ее принять, то результат обязательно будет. Но насильно помощь не оказывается.
Вообще, хочу отметить, что запрос «помогите другому человеку» невыполним. Обратиться за помощью должен тот человек, кто желает этой помощи.
— Предположим, к психологу приходит на прием клиент. И он говорит: «Доктор, такую я в жизни своей испытываю беспомощность, бесполезность и никчемность, что жить я так дальше не могу и не хочу». Психотерапевт помог справиться клиенту с этими переживаниями. Теперь человек чувствует себя нужным и полезным и преисполненным сил помогать другим людям. Он идет с этим в жизнь, в люди, в народ. Но после этой чудесной психотерапевтической сессии отношение других людей к этому исцеленному человеку не меняется. Они ему говорят: «Ты как был чудаком, ты так им и остался. Уходи отсюда. Ты нам здесь не нужен». Как быть с этим?
— Вспоминается поговорка: «Прежде чем диагностировать у себя депрессию, убедитесь в том, что вас не окружают идиоты». Иногда, действительно имеет смысл сменить свое окружение.
Я верю, что когда происходят внутренние изменения у человека, то они отражаются и во внешнем мире. Если человек меняется, то у него меняется и окружение. Либо люди начинают его воспринимать по-другому и меняется к нему отношение. Либо прежнее окружение уходит, и появляются новые люди. В любом случае, я верю, что внутренние процессы меняют внешнюю реальность.