Результаты магистерской диссертации на тему: «Представления о Боге и их связь с индивидуальными особенностями личности»
Задачи эмпирического исследования:
- разработать психосемантический метод для изучения субъективного образа Бога;
- изучить взаимосвязь индивидуальных характеристик образа Бога с образами значимых других
- с содержаниями ценностно-смысловой сферы, самооценкой, самодетерминацией, субъективным благополучием.
Новизна исследования: исследование взаимосвязи субъективного образа Бога с личностными особенностями проводится впервые на российской выборке.
Гипотеза 1. Характеристики субъективного образа Бога связаны с конфессией и уровнем религиозности. В качестве показателей религиозности использовалась сумма ответов на первые 5 вопросов анкеты (альфа Кронбаха составила 0,74), а также сумма ответов на вопросы о частоте молитвы и посещения церкви (более высокие значения свидетельствуют о более низкой частоте соответствующего поведения). Корреляция между этими двумя показателями религиозности составила -0,73 (p<0,001), что свидетельствует об их хорошем содержательном соответствии.»
Более высокий уровень религиозности связан:
- с более низкой самооценкой, (С одной стороны, самооценка — признак психологического благополучия и здоровья, но всегда ли это так? Можно предположить, что у верующих самооценка иная по своей сути: ценностью для них является смирение как важнейшее фундаментальное условие духовного развития и в христианстве, и в вайшнавизме, без которого невозможен духовный рост. Можно предположить, что верующие соотносят себя с иным идеалом (Богом, святыми), как правило, более высоким, чем неверующие, что и выражается в результате в более низких значениях самооценки);
- с приписыванием Богу большего количества ценностей;
- с более позитивным представлением о Боге как о близком (), милосердном, активном (вовлеченным, понятным, деятельным, доступным), сильном (творческий, мудрый, сильный и пр.) У нерелигиозных – негативный, отчужденный образ Бога: пассивный, строгий, слабый (нетворческий), далекий, (поэтому религия и вера могут их отталкивать. Вопрос о причинно-следственных связях между образом Бога и религиозной принадлежностью требует дополнительного изучения);
- с представлением об идеале — «Человек, на которого я хочу быть похожим» как о более милосердном, близком, постоянном;
- обратно с психологическим расстоянием между объектами оценки «Бог» и «Мой лучший друг», «Бог» и «Человек, на которого я хочу быть похожим». Т.е. Бог более похож на друга и идеальное Я.
Не было обнаружено существенных различий между религиозными и нерелигиозными людьми:
- по оценкам отца, матери, друга, самого себя, властной фигуры;
- по уровню счастья, удовлетворенности жизнью, уровню отчуждения, переживанию выбора (шкала самодетерминации). (Однако, не исключено, что данная связь была бы обнаружена на большей выборке, так как в западных исследованиях, рассмотренных в первых двух главах работы, эта связь неоднократно четко показана).
Различия в представлениях о Боге, связанные с конфессиями (христиане и вайшнавы)
- христиане наиболее склонны оценивать себя и Бога, а также отца и Бога сходным образом, вайшнавы же, напротив, наиболее склонны подчеркивать различие;
- в то же время, вайшнавы показывают наименьшее расстояние между объектами оценки «Бог» и «Человек, на которого я хочу быть похожим» (см. Рис. 3). Несколько большее расстояние у христиан, наибольшее – у атеистов и агностиков. При этом Вайшнавы значительно сильнее хотят быть похожи на милосердного и активного человека, чем христиане и внеконфессиональные опрашиваемые (см. рис.6). (Возможно, вайшнавы хотят быть похожими на гуру, а гуру воспринимается как проявление Бога, носитель божественной энергии);
- в представлении вайшнавов Бог наиболее милосердный, сильный и творческий в представлении христиан — строже, у атеистов и агностиков наиболее строгий. (Вероятно, это связано с одним из основных принципов традиции вайшнавизма – ахимсой – не причинением вреда, что в частности проявляется в соблюдении вегетарианской диеты. Кроме того, в философии вайшнавизма особо подчеркивается идея: «Милость выше справедливости», возможно, поэтому и представления о Боге имеют соответствующую окраску. Кроме того, в теологии вайшнавизма четко прописаны качества, которыми обладает Бог, среди них: красота, сила, слава, знание, богатство, отрешенность, кроме того, большую значимость имеет понятие лила – божественная игра);
- и у вайшнавов, и у христиан Бог более активен в сравнении с Богом агностиков, атеистов и внеконфессиональных. У вайшнавов минимальная самооценка, у агностиков – максимальная.
Таким образом, принадлежность к конфессии и уровень религиозности связаны как с содержательными характеристиками образа Бога (4 из 5, кроме фактора «Изменчивость-постоянство»), так и со степенью различия между Богом и лучшим другом, Я-идеалом, реальным Я, образом отца.»
Гипотеза 2. Характеристики субъективного образа Бога связаны с характеристиками субъективных образов себя, родителей, друга, властной фигуры, идеального «Я».»
Для проверки этой гипотезы был проведен корреляционный анализ оценок 7 объектов психосемантической методики по каждому из 5 выделенных измерений. Анализ проводился как на общей выборке так и отдельно на выборке верующих (во втором случае из общей выборки исключались атеисты и агностики, не относящие себя к какой-либо конфессии).
- Оценки объекта «Бог» по фактору «Близость-отчуждение» оказались значимо положительно связаны с оценками объекта «Мой лучший друг» и «Человек, на которого я хочу быть похожим» (причем у верующих эта связь оказалась более сильной). Т.о. более позитивный образ Бога связан с более позитивными характеристиками Я-идеала и друга. Кроме того можно утверждать, что образ Бога связан со сформированностью идеала.
- По параметрам «изменчивость-постоянство», «активность-пассивность» (вовлечённый-отстранённый, созерцательный) оценки объекта «Бог» оказались положительно связаны с оценками объектов «Моя мать» и «Мой отец», а также «Человек, на которого я хочу быть похожим».
- По параметру «сила» у всех опрошенных Бог связан только с идеалом Я («Человек, на которого я хочу быть похожим»). (А у верующих, относящих себя к какой-либо конфессии, сила, приписываемая Богу, обратно связана с силой, приписываемой отцу: то есть, если отец был слабый, ищут сильного Бога в религии).
- По параметру «милосердие – строгость» образ Бога связан с идеалом и с образом друга: люди, рассматривающие Бога как милосердного, сами стремятся быть милосердными и ожидают милосердия от других людей. Люди с позитивным образом Бога имеют более позитивные образы друга и более позитивные ожидания относительно своих друзей. Вероятно, позитивное представление о Боге – это часть позитивного представления о мире в целом (верно и обратное: позитивное представление о мире – это часть позитивного представления о Боге), в том числе и о друзьях, как тех частях мира, которые активно взаимодействуют с человеком.
Дополнительные данные в пользу связи образа Бога с характеристиками раннего детского опыта показывает сравнение параметров образа Бога у людей, выросших в полных (N=57) и неполных (N=17) семьях (сравнение с помощью t-критерия). Люди, выросшие в неполных семьях, оценивают Бога как более изменчивого, терпимого и дружелюбного, но при этом наказывающего, требовательного и контролирующего. По данным суммарных шкал, люди из неполных семей воспринимают отца как менее близкого (более отчужденного), мать – как более изменчивую, а Бога – как более строгого. Также они менее склонны видеть в жизни выбор, по данным шкалы самодетерминации. (У людей из неполных семей формируется конфликтный образ Бога. Можно предположить, что, с одной стороны, они ищут в Боге хорошего недостающего родителя, а с другой – боятся утратить Его благосклонность и проецируют на Него строгость и требовательность).
Итак, было выявлено, что характеристики субъективного образа Бога связаны содержательно с характеристиками субъективных образов родителей, друга и особенно идеального «Я» и не связаны значимо с образом себя и властной фигуры («Мой начальник, руководитель»).
Гипотеза 3. Особенности субъективного образа Бога связаны с выраженностью отчуждения, субъективным благополучием, самооценкой, самодетерминацией.»
Чем больше психологическое расстояние между объектами «Бог» и «Я сам», «Бог» и «Мать», «Бог» и «Отец», «Бог» и «Мой лучший друг» тем ниже самооценка, уровень счастья и тем выше отчуждение. (Во многих религиозных традициях Бог – вместилище всего самого совершенного: любви, красоты, гармонии, мудрости, силы и.т.д., т.е. это Абсолютный Идеал. Вероятно, человек стремится к совершенству и максимально гармоничным для себя отношениям. Поэтому, вполне логичным видится вышеуказанный результат исследования, который можно переформулировать следующим образом: чем менее любящими, гармоничными, мудрыми, «идеальными» и.т.д. людьми представляются человеку родители и он сам, тем менее человек счастлив и, соответственно, тем ниже его самооценка, т.к. он сам далек от идеала).
Друг воспринимается как близкий и хороший, если человек счастлив, удовлетворен жизнью и не отчужден в отношениях. Отчуждение связано с изменчивостью друга. (Этот процесс можно рассмотреть с двух сторон. С одной стороны, если друг слишком далек по своим качествам от Бога как Идеала, Совершенства, то это может вызывать огорчение, разочарование, понижение уровня счастья и закономерно приводить к снижению ценности общения с данным человеком (отчуждению, т.к. он не соответствует искомому идеалу), а может, и вообще со всеми людьми в силу экстраполяции единичного опыта общения на все остальное общение. С другой стороны, низкий уровень счастья и высокое отчуждение могут мешать встрече, диалогу, феноменологическому восприятию друга и как результат этого, друг может оцениваться как очень отличный от Бога).
Чем выше психологическое благополучие верующих (счастье и удовлетворенность жизнью), тем более Бог представляется постоянным и сильным. (Постоянный и сильный Бог может восприниматься как предоставляющий опору, защиту, покровительство, причем гарантированно в силу своего постоянства, что в рамках экзистенциального анализа А. Лэнгле может рассматриваться как предпосылка исполненности первой фундаментальной мотивации, являющейся одной из важных составляющих психологического благополучия).
Не было обнаружено связи между оценкой образа Бога и психологическими характеристиками у неверующих людей. Однако эта связь прослеживается у верующих. (Видимо, чем больше человек погружен в религиозную традицию, чем сильнее его вера, тем больше места занимает образ Бога в картине мире, тем большую значимость он имеет и тем в большей степени он воздействует на те или иные психологические характеристики).
Выводы
В результате проведенного исследования сформулированные нами гипотезы в целом подтвердились.
- Характеристики субъективного образа Бога связаны с конфессией и уровнем религиозности. У верующих более позитивный, близкий, теплый, добрый и.т.д. образ Бога, тогда как у неверующих – в целом негативный образ Бога. Конфессия, ее теология, основные идеи оказывают значительное влияние на содержание представлений о Боге, которые складываются у адептов.
- Содержательно характеристики субъективного образа Бога связаны с характеристиками субъективных образов родителей, друга, идеального «Я», но практически не связаны с образом себя и властной фигуры.
- Особенности субъективного образа Бога связаны с выраженностью отчуждения, субъективным благополучием, самооценкой, но не связаны с самодетерминацией.
- Психологическое расстояние (степень различия) образа Бога и образа себя, своих родителей, друга, связано обратно с уровнем отчуждения и прямо – с самооценкой и субъективным благополучием (счастье, удовлетворенность жизнью).