Кинезиологическая коррекция как обезболивающий укол или подсчитаем стресс!

Статья опубликована в №1(10) 2018 научно-практического журнала «Практическая кинезиология»

Периодически острый стресс случается с каждым. И, как правило, чем менее предсказуема травмирующая ситуация, тем больше стресса она в себе несет.

Человек заходит в кабинет и с первых же минут беседы на его глазах появляются слезы. И они продолжают литься в течении практически всей коррекции. Но, о чудо! В конце коррекционной работы человека как будто меняют на другого! Обезболивание начало свое действие! Слез больше не видно, на лице успокоенность и легкая усталость.

В самом начале моей практики в качестве психо-кинезиолога при желании облегчить боль и страдания человека присутствовала надежда, смешанная с неуверенностью, получится ли это сделать. И с каждой коррекцией уверенность росла, так как результаты были очевидны и наглядны.

Примеров острых стрессов, с которыми приходится сталкиваться в работе очень много и они разнообразны: Расставание с любимым человеком, нарушающее все возможные границы стресс-интервью при устройстве на работу, угроза разрушения семьи и потери привычного уровня жизни, измена, предательство, увольнение – и не перечислить всех ситуаций, вызывающих острый стресс.

А когда острый стресс случается на фоне хронического, да еще распространяющегося на все основные сферы жизни – это совсем тяжелое состояние вплоть до потери желания жить.

Пример из практики, который я хочу рассмотреть:

Мужчина в расцвете лет в надежде на лучшие условия труда и более высокую зарплату уходит с работы, где было удобно, стабильно и в целом очень неплохо и устраивается в развивающийся проект. Проведя в командировке в экстремальных природных и бытовых условиях три месяца вместо обещанных трех недель вдали от супруги и не получив оплаты за свою работу, а лишь предложение поехать в следующую командировку с неизвестным сроком пребывания и с неизвестным сроком ее оплаты, он увольняется и из этого проекта.

Ему приходится брать кредит, так как его работа за три месяца не оплачена, а жить на что-то нужно. Он платит проценты за пользование кредитом и ходит на бесконечные собеседования в течение нескольких месяцев, и не может устроиться на работу. При этом ему приходится продать машину, чтобы расплатиться с другими накопившимися долгами, но на машину накладывают арест по бюрократической ошибке, которую он безуспешно пытается решить в течение всех этих месяцев. То есть машину он продать не может и ежедневно пишет письма и делает звонки для разрешения этой ситуации, а кредиторы требуют возврата долга.

Из-за переживаний у него нарушается сон. Тревога, мучающие мысли не дают заснуть, в течение ночи каждые час-два происходят пробуждения в поту, страхе, опустошенности, с тахикардией. Утром встает измотанный и уставший. Пропадает потенция и начинаются проблемы с супругой. Он чувствует полную никчемность, ненужность, безысходность и беспомощность. И приходит на прием в состоянии нежелания жить. Хочет исчезнуть и не существовать.

Казалось бы, что можно сделать и чем помочь? Проблемы объективно существуют, и каждая из них достаточна для того, чтобы сильно переживать. А все вместе они создают ощущение неподъемного груза.

Тем не менее в результате коррекции по словам самого мужчины:

«Ушла тревога, бесконечные мысли перед сном, мешающие заснуть, частые тревожные пробуждения, угнетенное настроение». Клиент сравнивает ощущения от коррекции с обезболивающим уколом при острой зубной боли,  когда уже не помогают никакие другие обезболивания. С облегчением, которое при этом наступает. Не меньшее удивление было связано с тем, что как и при вылечивании зуба, когда исчезает физическая боль, после коррекции психологическая, душевная боль больше не вернулась, хотя сложная жизненная ситуация продолжала существовать. Звучало это так: «Понимаю, что проблемы никуда не делись, и все очень сложно и неопределенно, но, как ни странно, чувствую себя спокойно и уверенно. Сам удивляюсь произошедшей перемене в своем состоянии. Не верится, что так можно себя чувствовать в данных тяжелых обстоятельствах». Постепенно восстановилась потенция, появились силы и желание жить.

Подобным образом описывали изменения своего психического состояния и многие другие клиенты, получившие резкое облегчение в острой стрессовой ситуации. Были даже такие, которые считали не совсем правильным чувствовать себя хорошо в сложных обстоятельствах. «Я же должна чувствовать боль, так как все очень плохо и тяжело, но почему-то не чувствую!»

Это интереснейший эффект терапии.

Долгое время изучая философию, религию, я задавалась вопросом о свободе человека. Есть ли она и в чем она заключается. Во многих мировых традициях есть представление о судьбе, карме, но при этом есть представление и о свободе воли, необходимости делать выборы и принимать решения.  И тогда, где грань между одним и другим? В чем наша свобода и выбор?

Идея, которая мне нравится в этой связи заключается в том, что наша свобода – это наш выбор реакции на то событие, которое с нами происходит, на ту ситуацию, в которую мы попадаем. Очень наглядно это демонстрирует трансформационная игра «Лила-чакра», которую я периодически провожу. Двигаясь по игровому полю, как по полю своей жизни, игрок попадает на разные клетки, которые представляют из себя внешние события жизни. И это только одна из составляющих хода. Вторая, возможно даже более важная составляющая хода – это определение внутренней реакции игрока на то событие, в которое он попал. И именно в зависимости от этой внутренней реакции, происходит дальнейшее перемещение игрока вперед или назад по игровому полю. То есть реакция может быть ресурсом, дающим взлет на новый уровень сознания и событий. А может быть проблемой, требующей решения и перемещающей игрока в непроработанную ситуацию жизни.

В игре наглядно, в доступной для понимания форме происходит то, что происходит в жизни. Игрок может сопоставить выбор своей реакции на ситуацию и то, к чему этот выбор приводит.

До моего глубокого знакомства с психологией бессознательного (до изучения эриксоновского гипноза и кинезиологии), мне казалось, что можно силой разума, анализа, волевым изменением поведения повлиять на свою реакцию в той или иной ситуации и тем самым осуществить «акт свободы».

Однако все оказалось намного сложнее.

Из чего же складывается наша реакция? В ней обязательно есть осознаваемая и скрытая – неосознаваемая часть. И если с осознаваемой частью еще можно работать и делать попытки менять ее, то неосознаваемая практически недоступна для самостоятельного изменения.

В ходе создания своего тренинга «Управление стрессом», я переработала большое количество материала на тему стресса. И вот, что я хочу отметить. Большая часть рекомендация строится на основе когнитивного анализа и переосмысления стрессовой ситуации. И даются рекомендации «просто переключиться с эмоций на анализ». Однако, мы знаем, что в стрессе не работают должным образом те зоны мозга, которые могли бы позволить это сделать. Таким образом, большинство рекомендаций по совладанию со стрессом в действительности относятся к пост-стрессовым мероприятиям. Их реально выполнить только после того, как снят основной стрессовый заряд.

Психотерапевтическая кинезиология является прекрасным высоко-эффективным инструментом, позволяющим изменить реакцию в полной мере, на всех уровнях. Поэтому и результаты коррекций настолько впечатляющи. С помощью проработки стресса на всех уровнях: сознательном, подсознательном и телесном мы получаем ту самую свободу выбора реакции на событие и ситуацию. И реально меняем свою жизнь в желаемом направлении.

Я хочу рассказать о некоторых своих находках и наработках в работе со стрессом. Тех теоретических аспектах работы со стрессом, которые я считаю важными и удобными.

То, как мы воспринимаем событие жизни и насколько стрессовым оно для нас является, определяется множеством факторов. Эти факторы образуют нашу индивидуальную стрессоустойчивость. Среди них можно выделить личностные (внутренние) факторы, а также факторы социальной среды (внешние).

К личностным (внутренним) факторам относятся следующие:

    1. Эмоциональная стабильность/тревожность
    2. Смыслы, убеждения, установки, ценности
    3. Наличие/отсутствие целей
    4. Локус контроля интернальный/экстернальный
    5. Способность/неспособность принять вызов (убеждённость, что изменения – это часть жизни и в них содержится возможность роста).
    6. Активная мотивация преодоления стресса.
    7. Уверенность/неуверенность в себе
    8. Стиль мышления рациональный/иррациональный
    9. Оптимизм/пессимизм
    10. Темперамент
    11. Наличие ярко выраженных акцентуаций личности/их отсутствие
    12. Наличие/отсутствие алекситимии
    13. Осознанное отношение к смерти
    14. поведенческий тип А
    15. Самооценка
    16. склонность к конфликтам, повышенная агрессивность
    17. Наличие/отсутствие чувства юмора
    18. Врожденные особенности организма и ранний детский опыт
    19. Родительские сценарии реакции на стресс
    20. Эмоциональный интеллект
    21. Эмоционально-волевые качества.
    22. Знания, опыт преодоления подобных ситуаций.
    23. Способность обратиться за помощью и принять помощь
    24. Умение формировать сеть поддержки.
    25. Навыки психической саморегуляции.
    26. Вера, религиозность, духовность
    27. Мужество.
    28. Тайм-менеджмент.
    29. Копинг-стратегии.
    30. Ассертивное поведение.
    31. Состояние здоровья, забота о сохранении и укреплении здоровья.
    32. Наличие/отсутствие вредных привычек.
    33. Наличие времени для отдыха.
    34. Питание.
    35. Сон

К факторам социальной среды (внешним) относятся

  1. Институты социальной поддержки.
  2. Государство.
  3. Организация/компания.
  4. Семья, друзья.
  5. Достаточный уровень материального дохода.
  6. Условия для проживания и отдыха
  7. Безопасность жизни
  8. Оптимальные условия труда
  9. Стабильность оплаты труда

При работе с клиентами эти данные бывают очень полезными и проясняющими особенности индивидуальных стрессовых реакций, показывая многообразие их источников. В описанной клиентской истории они также сыграли важную роль.

Кроме них я использовала шкалу социальной адаптации – интересную методику определения усредненного давления событий на психику человека. В 1967 году американские психиатры Томас Холмс (Thomas Holmes) и Ричард Рэй (Richard Rahe)  проанализировали медицинские данные более 5000 пациентов, чтобы выявить  зависимость возникновения заболеваний (в том числе инфекционных болезней и травм) от различных жизненных событий. Они пришли к выводу, что психическим и физическим болезням обычно предшествуют серьезные перемены в жизни человека. И составили шкалу из 43 пунктов, в которой каждому важному жизненному событию соответствует определенное число баллов. Если человек за год жизни набирает этих событий на 150 баллов — это 50 % вероятности возникновения какого-либо заболевания, 300 баллов — 90%. Приведу примеры некоторых пунктов:

  • Смерть партнера (мужа, жены) 100
    Развод 73
  • Разлад в супружеской жизни/разрыв 65
  • Брак 50
  • Потеря работы 47
  • Беременность 40
  • Сексуальные проблемы 39
  • Появление нового члена семьи 39
  • Перемена места работы 39
  • Изменения в финансовом состоянии 37
  • Крупный долг 31
  • Исключительный личный поступок или достижение 27
  • Проблемы и конфликты с начальством 23
  • Смена жилья 20

В ситуации с клиентом мне было интересно подсчитать, какова его стрессовая нагрузка в связи с большим количеством разного рода событий в жизни, среди которых были как негативные, так и позитивные – например, женитьба.

Итак, женитьба – 50, увольнение с работы (с двух работ) – 47*2=94, сексуальные проблемы – 39, перемена места работы – 39, изменения в финансовом состоянии – 37, крупный долг – 31, приближение срока уплаты долга – 30, конфликт с начальством (из-за невыплаты зарплаты и задержки в командировке) – 23, смена жилья – 20, нарушение сна – 16.

Сумма 379. Это чрезвычайно высокий балл, позволяющий предполагать негативные последствия для здоровья в случае не обращения клиента за помощью. К счастью, помощь была получена. И в дальнейшем работа велась с учетом индивидуальных факторов, влияющих на стрессоустойчивость.

Так как внешние факторы продолжали создавать стресс, то необходимо было опереться на личностные факторы стрессоустойчивости . В особенности на смыслы, убеждения, установки, ценности, способность принимать вызов, активно преодолевать стресс, юмор и веру. Также работа велась с самооценкой и ранним детским опытом.

В результате мужчина полностью восстановился, как физически, так и психологически. Он открыл собственный успешный бизнес, за несколько месяцев увеличив свои доходы в несколько раз. Имеет дальнейшие планы на развитие бизнеса, настроен оптимистично и целеустремленно. Отношения с супругой наладились. Пара ожидает появления ребенка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *